• 9 мая 2019

«Европейский путь - безальтернативен для долгосрочного развития Республики Молдова»

Десять лет назад Молдова, Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия и Украина вошли в один из самых амбициозных европейских проектов - Восточное партнерство. Цель была ясна: приблизить эти бывшие советские государства к европейским ценностям. По сути, без Восточного партнерства у Республики Молдова не было бы возможности подписать Соглашение об ассоциации с ЕС, которое позволило молдаванам путешествовать без виз в Шенгенскую зону и пользоваться преимуществами либерализованной торговли с европейскими партнерами. Как прошло десятилетие участия Республики Молдова в Восточном партнерстве? Об этом и других вопросах - в интервью с Юлианом Гроза - исполнительным директором Института европейских реформ и политики (IPRE).

«Конечно, десять лет дают нам возможность сделать некоторые выводы, оценить, посмотреть, что из предложенного в начале Восточного партнерства для Республики Молдова сработало, а что нет. Мы в IPRE провели ряд оценок, и, безусловно, мы можем сказать, что целенаправленная политика ЕС в отношении стран восточного соседства в целом помогла приблизить эти страны к возможностям, которые предлагает Европейский союз.

Я просто хочу напомнить, что одной из целей Восточного партнерства было политическое объединение и экономическая интеграция. Сегодня Республика Молдова уже пять лет реализует Соглашение об ассоциации, которое также предусматривает присоединение к Углублённой и всеобъемлющей зоне свободной торговли (DCFTA), и мы, безусловно, можем сказать, что многие из целей этого соглашения сегодня позволили нам приблизиться к Европейскому союзу, особенно с экономической точки зрения, только если мы упомянем о преимуществах Зоны свободной торговли с Европейским Союзом.

Сегодня почти 70% молдавского экспорта ориентированы на рынок Европейского Союза, почти 50% импорта имеет европейское происхождение. Основным бенефициаром Соглашения об ассоциации и Зоны свободной торговли с Европейским союзом является агропродовольственный сектор. Кстати, изначально, когда я был инициатором внедрения DCFT, существовало множество предположений о том, что Соглашение об ассоциации может повлиять на экономику Республики Молдова, на наших производителей агропродовольственных товаров, что не подтвердилось, фактически было продемонстрировано, что Соглашение об ассоциации предлагает преимущества агропроизводителям.

В то же время это компенсировало потери, которые понесли наши фермеры из-за эмбарго или различных тарифных и нетарифных барьеров, введенных Российской Федерацией в ответ на наше сближение с Европейским Союзом посредством Соглашения об ассоциации. Итак, прежде всего, уверен, что экономическое преимущество понятно и очевидно. Если мы посмотрим на Соглашение об ассоциации, то мы должны отметить, что области, связанные с функционированием демократических институтов, правовым государством, юстицией, к сожалению, не претерпели больших изменений».

Одна из миссий Восточного партнерства - это, по сути, укрепление демократии, защита прав человека, реформа системы правосудия и некоторые из этих вызовов в Республике Молдова продолжают существовать. Можно понять, что этот проект не работает в случае молдавской демократии или это что-то еще?

«Ожидания, которые у нас были, когда мы начали участвовать в Восточном партнерстве и присоединились к общим европейским ценностям, – правовое государство и демократические ценности – после десяти лет, но особенно за последние пять лет, с тех пор как мы внедрили Соглашение об ассоциации, мы констатируем те же проблемы, тот же месседж на национальном уровне, а также в сотрудничестве с нашими партнерами по Европейскому союзу.

По-прежнему возникают проблемы с функционированием независимой судебной системы, демократических институтов, и причина в основном носит внутренний характер. Демократические реформы продвинулись в той степени, которая не затронула или не затрагивает интересы определенных политических и экономических групп, стоящих за властью, но с законодательной и институциональной точки зрения ситуация изменилась. Законы стали лучше. Они определяют, как работает правосудие, как бороться с коррупцией на высоком уровне; появились новые структуры - Антикоррупционная прокуратура, Национальное управление по вопросам добросовестности. Но если заострять внимание на практике и на то, как применяются законы, то, конечно, здесь большая проблема. Объяснение можно найти в ограниченной или отсутствующей политической воле для продвижения этих реформ».

В Восточное партнерство входят и другие бывшие советские страны, а именно: Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия и Украина. Хотя говорить о конкуренции нельзя, трудно не проводить параллели. По вашему мнению, где находится Республика Молдова по отношению к этим соседям?

«Прежде всего, очевидно, что Молдова является частью самой продвинутой группы в отношениях с Европейским Союзом, так называемыми «ассоциированными странами» - Грузией и Украиной. Что отличает нас от трех других стран Восточного партнерства - Армении, Азербайджана и Беларуси - то, что гражданам Молдовы уже предоставлено право на бесплатное безвизовое путешествие в европейском пространстве на основе молдавского биометрического паспорта.

Фактически, это еще один важный элемент, который функционировал и функционирует в рамках Восточного партнерства по отношению к Республике Молдова, поскольку оказывает непосредственное влияние на граждан. Более двух миллионов граждан воспользовались этим правом, поэтому Молдова находится именно в этой группе стран. Конечно, если мы рассмотрим последний Индекс Восточного партнерства, который был разработан на платформе гражданского общества Восточного партнерства, мы увидим, что есть другие страны, которые, хотя и не входят в группу ассоциированных стран, все равно прогрессируют. И здесь я имею в виду Армению, которая в 2017 году подписала всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве с Европейским союзом и которое на практике означало бы Соглашение об ассоциации без компонента прочной связи с экономическим пространством».

Среди прочего, существуют мнения, что одной из целей создания Восточного партнерства было бы устранение влияния России на бывшие советские республики. Насколько это правда?

«Во-первых, я думаю, было бы правильно сказать, что политика Европейского Союза в отношении стран Восточного соседства вовсе не преследовала цель конкуренции с другими международными субъектами, особенно с Российской Федерацией. Фактически, с самого начала, когда была выдвинута инициатива Восточного партнерства, ее также предложили и Российской Федерации. Российская Федерация в то время отказалась от этой политики, и тогда Европейский Союз сосредоточил свои задачи на демократическом развитии, экономической стабильности, процветании и безопасности стран, которые находятся по соседству с ним.

Со временем Российская Федерация осознала, что политика Европейского Союза начинает приносить плоды благодаря Соглашениям об ассоциации, либерализации визового режима, что еще больше сблизило эти страны и их граждан с ЕС; что этот мягкий инструмент поддержки и расширения европейских ценностей в регионе начинает приносить результаты, приводит к свободе мнений, большему понимания вещей. Тогда Российская Федерация пересмотрела свой подход к региону Восточного партнерства и пыталась каким-то образом наказать страны региона, которые суверенно решили участвовать в европейском проекте, стремясь к европейскому уровню развития. Я имею в виду случай Украины, или, например, Армении, когда она была вынуждена отказаться от Соглашения об ассоциации, а вместо этого присоединиться к Евразийскому экономическому союзу и так далее.

Итак, после десяти лет, если мы посмотрим на те преимущества, которые мы получили от сотрудничества с Европейским Союзом и Российской Федерацией, мы очень ясно увидим, что Республика Молдова получила больше пользы от возможностей, предлагаемых Восточным партнерством, и эти преимущества компенсировали экономические потери, которые мы понесли со стороны Российской Федерации из-за произвольных решений таких как экономическое эмбарго на стратегические продукты Республики Молдова. Конечно, с точки зрения пространства продвижения и вопросов безопасности положение дел в регионе, в Республике Молдова не лучше, чем десять лет назад.

Это гораздо более напряженная ситуация: Российская Федерация активно нацелена на инструменты влияния через свои местные субъекты, своих агентов влияния, через информационное пространство, пропаганду СМИ и угрозы безопасности, поддерживая и продвигая конфликты во всех этих странах. За исключением Беларуси, сегодня замороженные конфликты действуют во всех странах Восточного партнерства. И здесь положение дел определенно не выглядит лучше, но в то же время Европейский Союз своей политикой пытается защищать информационное пространство в Восточном партнерстве, оказывая поддержку этим странам в предотвращении различных гибридных или информационных угроз и укрепляя сотрудничество в области внешней политики и безопасности».

Было время, когда Республика Молдова была историей успеха. Когда произошел так называемый «поворот» в Брюсселе, когда европейцы сняли свои розовые очки, через которые они смотрели на Республику Молдову и внутреннюю ситуацию?

«Очевидно, что критическая точка была достигнута в конце 2014 года - начале 2015 года, когда в Республике Молдова произошел банковский, политический, экономический и социальный кризисы, вызванные банковским мошенничеством, которое до сих пор не расследовано и не привлечены к ответственности замешанные в нем. Это, безусловно, повлияло не только на имидж Республики Молдова, но и на наши перспективы в полной мере использовать потенциал наших отношений с Европейским Союзом. Пока этот вопрос не будет решен, нам будет очень трудно добиваться успеха более быстрыми темпами в наших отношениях с Европейским Союзом и в заявленной цели европейской интеграции Республики Молдова».

Следствием этого изменения отношения к Республике Молдова, к ее властям, стало то, что появилось множество условий для получения доступа к финансовой помощи со стороны Европейского Союза, и в конечном итоге пострадали рядовые граждане. В случае Республики Молдова, каким образом Брюссель посылает наиболее эффективные сообщения – кнутом или пряником?

«Европейский Союз вносит значительный вклад в развитие с помощью программ финансовой поддержки, технической помощи, бюджетной поддержки, а случаях же, когда Республика Молдова несколько раз не показала результатов во внедрении политик в таких ключевых областях как юстиция и функционирование демократических институтов, тогда Европейский Союз посчитал нужным применять этот принцип строгой обусловленности оказываемой ими помощи.

Давайте не будем забывать, что помощь, которую предлагает Европейский Союз, является практически деньгами, которые предоставляются гражданами ЕС, и ответственность Европейского Союза очень высока в эффективном использовании этих денег. И когда этот эффект отсутствует, то мотивация ЕС продолжать оказывать поддержку сокращается. Если власти не поняли, как решить эти проблемы, что и привело к приостановке финансовой и макрофинансовой помощи, то впоследствии Европейский Союз вновь подтвердил свою поддержку Молдове, перенаправив средства на неправительственные субъекты, которые также очень важны.

Европейский Союз также улучшает свой имидж по отношению к гражданам, и это заметно ...

Это, в первую очередь, касается граждан, и мы это увидели в прошлогоднем решении Европейской комиссии сократить пакет помощи для правительства и перенаправить его на программы поддержки гражданского общества, местных органов власти, программы, которые поддерживают развитие малых и средних предприятий ... Этот подход стремится сбалансировать общие потери финансовой поддержки, оказываемой Европейским Союзом, путем децентрализации этой поддержки для субъектов, которые в ней нуждаются, или для граждан Республика Молдова. Таким образом это позитивно отражается на имидже присутствия Европейского Союза на местном уровне, а также по отношению к гражданам, и это заметно.

Если в 2015 году 35-40% населения Молдовы поддержали европейский путь, то уже в начале 2019 года эта поддержка достигает почти 50%. Таким образом, безусловно, изменение подхода со стороны Европейского Союза, перенаправление средств от правительства на поддержку граждан, напрямую оказали благотворное влияние, в том числе на имидж Европы, а также стали преимуществом для граждан.

И это одна из основных задач Восточного партнерства, как указано в Декларации европейского парламента от 2017 года, что эта политика Европейского Союза должна привести к благоприятным изменениям, которые почувствуют гражданин. В конце концов, это будет извлеченным уроком, но в то же время позволит нам понять, что Европейский Союз структурирует свои отношения со страной и структурирует их не с определенным правительством, не с определенной политической партией, а со страной и что диалог должен поддерживаться на уровне исполнительной власти, на уровне лиц, ответственных за управление, в случае если такая воля будет существовать. В Республике Молдова все обязательно будет развиваться в хорошем направлении, но если этой воли не будет, то Европейский Союз знает, как приспособить свои подходы для поддержки европейского пути Молдовы».

Приоритеты европейцев касаются осуществления реформ, здоровой демократии, искоренения коррупции, защиты прав человека. Многие из этих ценностей каким-то образом соответствуют приоритетам молдаван, которые они выражают в десятках опросов, и заявленным проевропейским приоритетам власти. Но как объяснить тот факт, что страна уступает позиции в Восточном партнерство или, по крайней мере, находится на более низкой ступени, чем 4-5 лет назад?

«По сравнению с десятью годами ранее, сегодня у Республики Молдова гораздо больше инструментов, которые связывают нас с Европейским Союзом на законодательном, институциональном уровнях, на уровне возможностей, которыми обладают различные субъекты, будь то предприниматели, молодежь или агропроизводители. Это, безусловно, полная половина стакана на сегодняшний день. Основная проблема остается и останется в покрытии задолженностей, которые, как я и говорил, связаны с ценностной частью, с функционированием демократических институтов.

Что Европейский союз может сделать в отношении Республики Молдова с помощью инструментов, которые он имеет в Восточном партнерстве, так это определить приоритеты своей повестки дня или продолжить поддержку, которую Европейский Союз может предложить для генерирования политической воли в Республике Молдова для устранения этих проблем; расширить возможности неправительственных субъектов, гражданского общества, средств массовой информации, местных органов власти, малого и среднего бизнеса, граждан в целом, которым необходимо лучше осознавать важность политики реформ для решения общих для нас всех проблем, и, таким образом, создать внутреннее давление на политику, чтобы появилась необходимая политическая воля.

С другой стороны, Европейский союз через свои инструменты, политику строгих условий, перенаправление поддержки продолжает этот подход, который также необходим. Есть и другие идеи, которые можно было бы обсудить в контексте анализа десяти лет Восточного партнерства и, что наиболее важно, будущего Восточного партнерства. Есть и другие инструменты, которые Европейский Союз может расширить, чтобы укрепить сближение с Молдовой, к примеру, установив промежуточные цели, которые принесут пользу гражданину, с одной стороны, и сгенерируют достаточную политическую волю со стороны власти. Примером этого является процесс либерализации визового режима, который был связан с преимуществами для граждан и реформами. Тогда мы увидели, что чем яснее были условия, которые Республика Молдова должны была выполнить, тем ближе был мониторинг этого процесса, тем легче было сгенерировать политическую волю для реализации соглашения.

Сегодня нам нужно быть более креативными и находить те новые промежуточные цели, которые связывали бы элемент прямых выгод для граждан, с другой стороны, и сгенерировали бы волю к определенным реформам. Например, область, которая обсуждалась, но которая, вероятно, заслуживает большего внимания сегодня, - это присоединение Республики Молдова к Европейскому пространству в области свободы, безопасности и правосудия, что, с одной стороны, облегчило бы банковские переводы между нашими гражданами, которые живут, работают в странах Европейского Союза и теми, кто проживает в Республике Молдова, а с другой - бизнесмены смогли бы воспользоваться этими возможностями, коме того, это может быть дополнительной мотивацией для правительства завершить реформы в финансово-банковском секторе и поддержать его, чтобы обеспечить устойчивое экономическое развитие в будущем и другие возможности или инструменты, которыми располагает Европейский Союз, чтобы впоследствии обеспечить их распространение на Республику Молдова.

Например, с 2020 года, начнет работать Европейская прокуратура. Ведутся много дискуссий о руководстве этой структуры на уровне ЕС, но в 2020 году этот институт будет работать, и очень важно понимать, что эта новая структура Европейского Союза будет бороться на европейском уровне и на уровне третьих стран, включая Республику Молдова, с финансовым мошенничеством, связанным с фондами Европейского Союза, а также с высоким уровнем коррупции. Улучшение сотрудничества между нашими властями и Европейской прокуратурой могло бы обеспечить больше связей, которые помогли бы большей независимости, например, наших антикоррупционных структур, и, таким образом, сгенерировались бы долгосрочные перемены в РМ. Это лишь некоторые примеры, которые можно проанализировать, обсудить, чтобы укрепить связь между Республикой Молдова и Европейским Союзом, которая сегодня для нас является безальтернативным вариантом для устойчивого развития Республики Молдова».

Источник: europalibera.org

Данная публикация разработана Европейским Центром "Pro-Europa" в Комрате при поддержке Фонда Восточная Европа из финансовых средств, предоставленных Швецией. Содержание материала/публикации отражает мнение авторов, которое не обязательно совпадает с позицией Фонда Восточная Европа и/или Шведского Правительства.

Лого (18).jpg



Яндекс.Метрика