• 3 июня 2019

"Соглашение об Ассоциации ЕС – Молдова, как неиспользованный инструмент по интеграции страны"

Василиса Трофим,

Вице-президент Ассоциации Молодых Экспертов Молдовы

С момента обретения своей независимости Республика Молдова (РМ) прошла через тяжелые внутренние испытания, такие как: приднестровский конфликт, гагаузский кризис, экономический, политический, социальный кризисы. До сих пор Молдова возглавляет рейтинг беднейшего государства на европейском континенте. Высокий уровень коррупции, миграции, социального неравенства, усиление авторитарного олигархического режима – признаки слабого и уязвимого государства.

Самой острой и болезненной проблемой для РМ - стал внутренний раскол страны и дезинтеграция общества. Являясь по Конституции унитарным государством, на практике Молдова больше напоминает Федерацию, в состав которой входит автономное территориальное образование Гагаузия (АТО Гагаузия) и самопровозглашенная непризнанная Приднестровская Молдавская Республика (ПМР). Противостояние региональных лидеров России и ЕС, привело к тому, что РМ оказалась между выбором Запад – Восток, где большая часть страны стремится к европейской интеграции, а другая часть, включая АТО Гагаузию и ПМР симпатизирует России и Таможенному союзу.

Отклонив российский план Козака по федерализации страны в 2003 году, Молдова сделала смелый шаг в сторону проевропейского вектора развития. Важнейшим этапом в этом направлении стало подписание в Соглашения об Ассоциации (СА) с Европейским Союзом в 2014 году.

Чем же является СА и почему не Таможенный Союз?

Во-первых, Европейский Союз, будучи наивысшей формой интеграции, привлекает соседние страны своей развитой экономикой, высоким уровнем демократии, перспективным рынком для экспорта продукции с населением более 500 млн. человек.

Во-вторых, в рамках политики добрососедства, ЕС оказывает колоссальную финансовую поддержку Молдове, которую страны Таможенного Союза не смогли бы обеспечить, в силу отсутствия таких проектов и программ, которые смогли бы конкурировать с европейскими. Парадоксально и то, что Европа сама готова дать денег на проведение проевропейских реформ.

В-третьих, Европейский Союз - надёжный партнер, действующий в рамках двусторонних договоренностей и международного права, в отличие от Российской Федерации, которая иногда может применять жесткую силу (в виде санкции и эмбарго) в отношении пост советских государств. Если ЕС руководствуется правилом: экономика – выше политики, то российские взгляды существенно отличаются.

В-четвертых, если все вышеупомянутые объединения представляют собой геополитические интересы, то подписание Соглашение об Ассоциации (СА), это, в первую очередь, экономическое, политическое и демократическое развитие. Выход не только на европейский рынок, но и прекрасная возможность конкурировать с другими странами и регионами на глобальном уровне.

Все эти моменты являются жизненно-важными областями для функционирования нормального общества и требуют своевременной реакции со стороны властей по реформированию государственных структур и системы. Стоит отметить, что именно европейская модель развития является одной из самых успешных в мире, и по территориальным и культурным особенностям наиболее подходящей для Молдовы. Это никоим образом не означает вступление в Европейский Союз, а всего лишь возможность новых рынков, торговых преференций, более свободному передвижению граждан, товаров и услуг, а также помощь по внедрению европейских реформ. СА не предусматривает выход из такого регионального объединения как СНГ, и не представляет угрозы для торговли со странами данного межгосударственного объединения.

Основные цели Соглашения об Ассоциации:

- Укрепление экономики и создание Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ/DCFTA), что включает в себя увеличение экспорта, поддержку молодых предпринимателей, создание рабочих мест и т.д.

- Улучшение качества управления, способствующее укреплению верховенства закона, реформированию правовой системы. ЕС активно поддерживает проекты гражданских инициатив по укреплению мер доверия между населением с обоих берегов Днестра и Гагаузии.

- Укрепление связей, помогающих в развитии сектора энергосистем, диверсификации поставок углеводородов в страну, а также повышению уровня энергетической безопасности государства.

- Укрепление общества, разработка и внедрение образовательных программ по обмену и обучению в странах ЕС, безвизовый режим, позволяющий населению посещать государства, входящие в Шенгенскую зону.

Заключив договор об Ассоциации с ЕС, Кишинев получил ключ к урегулированию внутренних проблем и объединению страны. Ведь проекты, которые внедряются на левом берегу Днестра и в Гагаузии, финансируемые в рамках СА, увеличивают симпатию со стороны населения. Так например, после ухудшения отношений между Украиной и Россией, Приднестровье оказалось экономически изолированным, а экспорт продукции через территорию Украины оказался затруднительным. Отношения с РФ были поставлены на паузу. Для поддержания уже разрушенной экономики, приднестровской элите пришлось сесть за стол переговоров с Кишиневом и Брюсселем по обсуждению условий Ассоциации с ЕС. После затяжных и трудоемких переговоров, власти непризнанного территориального объединения все же смогли добиться особого торгового режима, дающего возможность экспортировать свои товары на преференциальной беспошлинной основе. До конца 2015 года для региона действовал режим Автономных торговых преференций (АТП), а уже с 2016 года действует особый торговый режим, не являющийся ни АТП, ни УВЗСТ. Данные договоренности, проходившие за закрытыми дверями, продлили жизнь существованию приднестровской экономики еще на 2 года. Таким образом, доля экспорта левобережья на рынки Молдовы и ЕС составил около 81%, когда на долю РФ пришлось всего лишь 7%. В рамках проектов по поддержке развития малого бизнеса, финансируемых Европейским союзом, в регионе были созданы рабочие места.

Для АТО Гагаузия результат Соглашения об Ассоциации с ЕС сегодня является более чем успешным, хотя бытует и иное мнение. Более половина экспорта приходится на ЕС, внедряются новые программы по созданию рабочих мест, строятся социально значимые объекты, оказывается финансовая поддержка по развитию малого и среднего бизнеса. СА в автономии внедряется в полном объеме, хотя изначально местные жители выражали недовольство в связи с подписанием данного соглашения. В целом, необходимо отметить, что гагаузские власти проводят достаточно гибкую и дружелюбную политику как по отношению к центральным властям, так и к внешнеполитическим партнерам. Наблюдается активная работа над инвестиционной привлекательностью региона, созданию положительного бренда Гагаузии, активизируется участие гражданского сектора, усиливается роль неправительственных организаций.

В Приднестровском же регионе можно отметить защитную реакцию и страх местных элит потерять контроль над населением. Например, закон «О некоммерческих организациях (НКО)», который запрещает НКО, получающим иностранное финансирование, вести политическую деятельность. Это означает, что все проекты, связанные с развитием демократии или пропагандой демократических ценностей, пресекаются властями. Как и в любом авторитарном государстве: разрешено все, кроме политики. Если Гагаузия после получения статуса автономии с 1994 года, научилась сосуществовать и сотрудничать с Кишиневом, то Тирасполь пытается искать только собственные выгоды и ограничивать эту зависимость, чтобы в любой удобный момент вернуться к более тесному сотрудничеству с Россией.

Что же мешает сторонам быстрее сблизиться, найти общие решения для экономического процветания?

Политическая нестабильность в самой Республике Молдова с её авторитарным олигархическим режимом, потеря имиджа страны, как надежного партнера, после кражи миллиарда долларов из бюджета.

Двойной вектор внешней политики РМ: с одной стороны – проевропейский парламентский, которому не симпатизирует ни приднестровский режим, ни АТО Гагаузия. С другой – проевразийский президентский, который приводит к замедлению темпов по реформированию государства и приближению к европейским стандартам, что не способствует более быстрому развитию экономического сектора. Этот режим более симпатичен приднестровцам и гагаузам, так как он ориентирован на Россию и готов идти на компромиссы.

Усиление унионистских движений в Кишиневе и заявление политических лидеров о статусе русского языка как иностранного, с проявлением желания искоренить его, также отпугивает жителей двух регионов, большинство которых считают русский язык своей родной речью.

Нежелание приднестровской элиты допускать представителей молдавских служб по санитарной и фитосанитарной работе на предприятия ПМР. Отказ от оплаты налогов в молдавский бюджет, а также уравнивание таможенных пошлин на товары.

Конечно же, самым важным препятствием является геополитический интерес России в данном регионе и желание контролировать не только левый берег Днестра, но и остальные части Молдовы, по принципу «разделяй и властвуй». Для этого активно используется информационная пропаганда, гуманитарные миссии и завуалированное обеспечение безопасности с помощью военного контингента.

После событий в Украине, Россия на некоторое время отдалилась от Приднестровья, так как была занята финансированием крымских проектов, Сирией и санкциями. Сегодня же ее интересы снова активизировались, и первым проявлением стало открытие Представительства ПМР в Москве, а также регулярные встречи депутатов государственной думы с представителями Приднестровья.

Соглашение об Ассоциации с ЕС могло бы принести больший результат, если реформы проводились более быстрыми темпами. По проведенному анализу экспертов из Института европейской политики и реформ (IPRE), Молдова сама не справляется с выполнением условий СА, наблюдается регресс. Чтобы обеспечить государственную целостность, центру необходимо стать примером подражания для всех регионов. Не выполняя данных условий, молдавские власти теряют эту возможность.

Если ещё в 2018 году казалось, что благодаря попыткам ЕС в рамках Соглашения об Ассоциации, стороны всё чаще стали садиться за стол переговоров, то сейчас Москва подала сигнал, что она снова в игре. И пока в Молдове, после февральских выборов, спорят кто с кем войдет в коалицию и кто больше коррумпирован, Тирасполь все ближе становится к Москве и все дальше от Кишинева.

Данная публикация разработана Европейским Центром "Pro-Europa" в Комрате при поддержке Фонда Восточная Европа из финансовых средств, предоставленных Швецией. Содержание материала/публикации отражает мнение авторов, которое не обязательно совпадает с позицией Фонда Восточная Европа и/или Шведского Правительства.

Лого (18).jpg

Яндекс.Метрика